Деловая сеть Пермь
Компании:39 640
Товары и услуги:8 502
Статьи и публикации:633
Тендеры и вакансии:156

Страна непуганных детей
Информация может быть не достоверна

Страна непуганных детей
06.01.2011
Статья о том, в какой среде (детском саду) у ребенка появляется больше шансов остаться уверенным в себе человеком.

Страна непуганных детей.

      У сына однокурсницы проблемы в детском саду. "Когда ему становится скучно на занятиях, - рассказывает она, - он просто укладывается на стульях и засыпает. Воспитательницы в шоке. Что же будет, когда он пойдет учиться?" "Это наш ребенок," - сказали мне в школе Монтессори после того, как я передала им историю о странном поведении ребенка. Потому что в Монтессори-педагогике каждый находит то, о чем мечтал в детстве.

 

Наши думающие учителя давным-давно начали догадываться, что в королевстве образования что-то неладно, если детям все меньше хочется учиться. Педагоги писали методики, изобретали новую форму подачи материала, но в глубине души, наверное, понимали, что по большому счету все это не альтернатива школярству и казарме. И вот несколько лет назад некоторые познакомились с педагогической системой Марии Монтессори. Она нашла большое число сторонников во всем мире, а у нас о ней до сих пор не знали понятно почему.

 

Гений педагогики XX века Мария Монтессори на протяжении всей жизни наблюдала за детьми. И поняла, что все, что они делают, - далеко не случайно. Не случайно, что ребенку нравится складывать кастрюли, переливать воду, возиться с тестом и горохом. Не случайно, что малыш вдруг останавливается посреди дороги и начинает прыгать на одной ножке. Не случайно, когда он требует, чтобы его горшок стоял строго в одном месте.

 

Мария Монтессори сделала вывод, что дети проходят определенные этапы развития. С двух до четырех лет - время порядка. Ребенок - страшный консерватор и требует точного исполнения всех церемоний. Если родители будут приучать малыша к тому, что каждая вещь знает свое место, это и останется с ним на всю жизнь. Но если время будет упущено, то сил и нервов тратить уже не стоит. Примерно с 3,5 до 4,5 лет детям нравится писать, а с 4,5 до 5,5 лет - читать. Поэтому имеет смысл обучать свое чадо именно в этой последовательности. Только до шести лет дети "впитывают" в себя запахи, цвета, звуки. Как покажут ему мир в этом возрасте, так и будет он слышать, видеть, обонять. К пяти-шести годам ребенок выходит из скорлупы собственного "Я" и превращается в активного исследователя мира и окружающих людей. У него развиваются способности к абстракции. К девяти годам дети начинают чувствовать себя учеными, им самим хочется объяснять мир и выдвигать свои собственные гипотезы.

      Когда Мария Монтессори создавала свою педагогическую систему, то она все это постаралась учесть. В результате появились детские сады и школы.

 

Монтессори у нас

 

В России в начале века такое новаторство очень хорошо прижилось, у итальянского педагога оказалось много последователей. При советской власти все это сошло на нет. В последние годы опять появились детские сады (их уже около 70) ее имени. Со школами дело обстоит сложнее. У нас невозможно просто открыть школу или класс Монтессори, как это делается во всем мире. В России ее можно только вырастить. Дело в том, что вся наша система воспитания направлена на то, чтобы человек был удобным: "Он хороший мальчик, он слушается взрослых". И если дети (особенно после детских садов) оказываются в ситуации, когда им надо самим выбирать и решать, что и как делать, то это приводит их едва ли не к стрессовому состоянию.

       Но все-таки и у нас на общем безрадостном образовательном поле появляются островки свободы. Открыто несколько школ для детей начальных классов, а в одном из московских районов ребята учатся до пятого класса. На примере этой школы я и попытаюсь объяснить, что такое школа Монтессори.

 

"Пчелы" и "муравьи"

 

Когда попадаешь сюда, то первое время абсолютно непонятно, что происходит. Учитель сидит в углу, его сразу и не заметишь. Некоторые ученики сосредоточенно пишут, кто-то возится на полу с фотографиями животных и периодически заглядывает в энциклопедию, у третьего на столике колбы, и он что-то сосредоточенно переливает. Потом "лаборант" ставит приборы на полочку и углубляется в чтение, а их тут же подхватывает пятилетняя пигалица. И такой круговорот - на протяжении трех часов. Трудятся, как пчелки или муравьи. Кстати, классы так и называются. "Пчелы" - ребята первого и второго года обучения (от 5 до 7,5 лет), "муравьи" - третьего и четвертого (от 7,5 до 10 лет).

     Самое общедоступное место здесь - учительская. Рядом - библиотека, куда дети удаляются, если им надоедает заниматься и хочется просто почитать любимую книжку. Рядом с классом - "шумная комната", где в любой момент можно вволю поноситься и покричать. Шестилетки и семилетки так периодически и делают, ведь на этот возраст у них приходится пик развития двигательных способностей и голосовых связок. А еще в классе лежат матрасик и подушечка. Устал, стало скучно - отдохни. Правда, ими почему-то никто не пользуется: ребятам некогда, они занимаются. Сами, без понуканий, как заведенные. Здесь учатся странные дети. Они радуются контрольным работам и огорчаются, что наступают каникулы.

 

"А если мой ребенок будет интересоваться только математикой и совсем не будет заниматься литературой?" - первое время волнуются родители. Педагоги терпеливо объясняют, что это невозможно по двум причинам. Во-первых, потому, что дети - страшные обезьянки. Им обязательно надо повторить то, что делает сосед. Во-вторых, материал построен так, что мимо не пройдешь, рано или поздно ребенок обязательно на него наткнется.

 

В традиционной школе могут быть великолепные преподаватели, прекрасно знающие свой предмет и любящие детей. Но они "дают материал", который ученики обязаны "усвоить". Другая позиция у учителя школы Монтессори. Он только следует за ребенком, который сам выбирает, что он хочет узнать и иногда просит помочь. По существу, это наиболее либеральный вариант университета. Потому что эта школа ориентируется на энциклопедические знания. Ребята сами выбирают, что, в какой последовательности и как изучать. Даже ошибки они исправляют самостоятельно. Когда учитель проверяет диктант или контрольную, то он ставит точки напротив строки, в которой ученик ошибся, и тот начинает думать, что он сделал не так.

 

В течение года ребята дважды проходят тесты, по которым можно судить, отвечают ли они российским образовательным стандартам. Ответ для скептиков: "Отвечают".

 

Материал

Материалом в Монтессори-педагогике называют то, что можно потрогать руками, поэкспериментировать. В детском саду его очень много, в школе - гораздо меньше. Чем старше ребенок, тем больше его привлекают абстракции - цифры, буквы, формулы. Все меньше ему нужно зрительное подтверждение словам. Дети от шести до девяти лет - исследователи-лаборанты. Как правило, они больше всех любят предмет по космическому воспитанию, в который включаются знания по астрономии, строению Земли, биологии, истории. Ребенок берет "коврик времени" и перед ним расстилается история человечества. Коврик длинный, на весь класс. Малыш сопит, то и дело открывает энциклопедию: а Тутанхамон - это кто? А почему пирамиды Хеопса так называются?

       Елена Литвяк, преподаватель школы Монтессори: "Ребенок воспринимает мир как единое целое. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут в 11-м классе. В один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда в большинстве случаев малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля".

      Детей очень интересует язык - из чего он состоит, почему мы пишем не так, как говорим. В школе Монтессори развивается интуитивная грамотность. Сначала ребенок читает правило. Например, "жи-ши пиши через букву И". Потом он берет материал - таблички, на которых написано по два предложения, и одно из них - неправильно. Малышу предстоит выбрать, в каком, на его взгляд, допущена ошибка, и закрыть это место прищепкой. С другой стороны таблички - кружок. Если попал на него, значит, выбор верный.

     К девяти годам дети из лаборантов-исследователей превращаются в ученых. Им уже мало просто изучать мир и ставить эксперименты. Они начинают выдвигать гипотезы. "Чем докажешь?" - одно из самых распространенных выражений у ребят этого возраста. Для учителя сейчас важно дать возможность выговориться, организовать дискуссию, выдвинуть официальные версии, с которыми можно согласиться или нет.

"Круг"

В основном "дети Монтессори" познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе. Вначале, как правило, звучит негромкая музыка. Детям нравится, когда учителя сами играют на каких-нибудь инструментах - гитаре, флейте, скрипке. А потом начинается общий разговор или обсуждение. Вот как можно рассказать, например, что такое полезные ископаемые. По кругу передается каменный уголь. Затем его кладут в чашу в центре и засыпают землей. Учитель показывает на маленьком ручном буре, как он работает, как бурит дырку в земле. Потом то же самое делает каждый ребенок.

       Так как в школе Монтессори признается, что ребенок - личность, индивидуальность, то ему и решать, каким ему быть. Здесь дети сами себя воспитывают. Тем более что все это совпадает с возрастными изменениями. После детсадовского периода, когда по-настоящему интересной персоной было только собственное "Я", наступает время, когда просыпается интерес к окружающему миру. Ребенку уже важно понять, как строятся отношения между людьми, какое место он занимает среди сверстников и взрослых. Это время, когда можно поставить рефлексивное сознание. Почему я поступил так, а не иначе, почему это не понравилось остальным? Нужно дать возможность ребенку выразить себя, рассказать о своих переживаниях.

      А еще каждый ученик ведет лист достижений. На одном из них написано: "Я никогда не кричу на ребят и не оскорбляю их", "Я сразу бегу на помощь", "Я могу придумать интересное общее дело". Если малыш считает, что он уже достиг каких-то успехов, то он заявляет об этом на "круге". После обсуждения ребята решают, так ли это на самом деле. Только в случае, если все согласились с заявкой претендента, на личном листе достижений делается отметка: ступень взята.

 

Бывают ли в школе Монтессори трудные дети?

Бывают. Восьмилетний Антон ни секунды не сидит спокойно, задирается, мешает, случаются и драки. (Правда, при этом сам прекрасно справляется с любой работой.) Трудно что-либо сделать, если ребенок копирует отца, который ведет себя, как жесткий лидер в семье. Уже многим понятно, что вопрос "Куда смотрит школа?" в большинстве случаев уместнее перефразировать: куда смотрит семья? Эта школа смотрит и все понимает, и здесь другие взаимоотношения между людьми, и малыши обожают старших, и те относятся к ним нежно и стараются опекать. И многих учителей называют просто по именам и подражают им даже в мелочах... Но и такая школа не заменит семью, а возможно, только подкорректирует то, что там закладывается.

       Тот, кто знакомится с системой Монтессори, невольно меняется сам. Дети чувствуют себя на равных со взрослыми, учителя начинают испытывать дискомфорт в обычных школах: они привыкают к самостоятельным ученикам, и им трудно с теми, кто смотрит им в рот и ждет указаний. Родители - самое сложное звено в этой цепочке. Они так привыкли поучать, руководить. Поэтому, когда они говорят, что хотят отдать детей в эту необычную школу, то их спрашивают: вы хотите воспитать свободную личность или послушного ребенка? Ответ не так однозначен. У самостоятельной личности всегда будет свое мнение, и она поступает так, как считает нужным. Хотя, с другой стороны, тот, кто вырос в среде, в которой все считаются с его мнением и за это не надо бороться, как правило, сам уважает и ценит окружающих людей.

      Елена Хилтунен, научный консультант школы Монтессори: "Я никогда не ходила на родительские собрания в школу к своим детям. Когда однажды мне позвонила завуч и попросила прийти, потому что мой сын курил, я ответила, что это его личное дело. Можно объяснить, что курить - вредно, но выводы он сделает сам".

А что потом?

Многие родители, когда отдают своих отпрысков в детский сад, рассуждают так: "Все равно им придется столкнуться с суровой реальностью. Пусть учатся выживать в нашем жестоком мире. А то в школе им совсем туго придется". Странная логика. В детстве ребенка стараются кормить самыми лучшими, свежими продуктами, чтобы рос здоровым и сильным, а воспитывать отдают часто в довольно уродливую среду. Ребенок выстоит - хорошо, "размажут" его личность по стенке - сам виноват, слабаком на свет уродился. На самом деле, чем дольше малыш находится в нормальном мире, тем лучше. У него появляется больше шансов остаться уверенным в себе человеком.

     В нынешнем году у этой школы четыре выпускника. Они пойдут учиться в традиционные школы. Поэтому учителя решили проверить, как будут чувствовать себя их воспитанники совсем в другой образовательной среде. Для этого их отправили сначала на неделю в школу самоопределения, а потом - в гимназию, в которой требования настолько жесткие, что учеников отчисляют за неуспеваемость. По наблюдениям взрослых, дети вполне адаптировались в течение 2-3 дней, они прекрасно отвечали, легко нашли со всеми общий язык. Катя: "Мне не понравилось, что у нас было только четыре урока и мы учились очень мало". Юра: "А мне все время было скучно, потому что я только сидел и слушал".

         Учителя школы Монтессори довольно спокойны за своих воспитанников, потому что, с одной стороны, в старших классах уже больше самостоятельной работы, а значит, ребята не растеряют тех навыков, которые получили. С другой стороны, в Москве уже можно выбрать школу, в которой даже к необычной личности будут относиться уважительно.

Татьяна Яковлева-Устинова. 

посмотреть все (3)

Другие статьи и публикации компании:

Выдержки из работ Марии Монтессори "Мой метод" Выдержки из работ Марии Монтессори "Мой метод"
Информация может быть не достоверна
Это выдержки из работ мудрой прародительницы целого направления, переворота в дошкольном образовании, той, кто действительно любил и понимал детей.
06.01.2011
Советы по воспитанию ребенка от Монтессори-педагога Советы по воспитанию ребенка от Монтессори-педагога
Информация может быть не достоверна
Ребенок ничего не делает назло, потому что он еще не знает, что есть добро, а что зло
06.01.2011
Информация о продавце
Дeтcкий Монтессори caд для детей c 3-x лeт в Пepми, Свердловский р-н. Подготовка к гимназии, группа выходного дня. Консультации по развитию ребенка.
×